Программа декоративно-прикладного творчества в интернате предполагает подготовку детей к жизни в тундре. К сожалению, не все воспитанники владеют мастерством своих предков: плетение из корней кедра, циновок, обработка шкур и т.д. На занятиях кружка «Верты-ави» Каткилева Елена Даниловна учит девочек мастерству плетения. Мы предлагаем ознакомиться с мастер – классом плетения циновки, который был организован на базе интерната осенью.
Леса, реки, озёра и болота тоже вынуждали людей приспосабливать их для жизни. Вся жизнь коренных жителей полностью связана с природой. Традиционно ханты изготавливают всю домашнюю утварь из природных материалов дерева, бересты, корня кедра, травы, прутьев. Издавна этот народ проживал в тайге у небольших речушек и озер. Не было рядом крупных населенных пунктов, да и выехать не каждый имел возможность. Поэтому приходилось приспосабливать окружающую природу для себя. Посуду, орудия труда и предметы обихода из дерева изготавливает мужчина. А изделия из бересты, корня кедра и травы делает женщина.
Циновки как предмет быта известен у многих народов. В одних словарях циновка трактуется как плотно плетёная рогожа из соломы, как плетёная подстилка. Циновки плелись из натуральных волокон задолго до того, как человек научился делать хлопковые, шерстяные и шёлковые нити. Плетение циновок было чисто домашним ремеслом, которым занимались исключительно женщины.
«Йакан» – хантыйское название циновки — плотной плетёной подстилки из лыка, соломы, камыша, тростника с красочным узором и кистями. Её использовали для обустройства спальных мест: нары укрывались циновками, а поверх них клались оленьи шкуры. Кроме того, шкуры не скользят по циновкам. Циновки выполняли и декоративную роль: когда шкуры сворачивались, нары были красиво укрыты, как ковром. Помимо декоративной функции, они выполняли функцию сохранения тепла, что было особенно важно оленеводам и охотникам, ведущим кочевой образ жизни.
Во время переездов в чумах, во временных постройках использовали циновки из травы, связанной пучками. Циновки стелились не только в чуме, но и на нарты, чтобы было тепло и мягко при езде на упряжке.