В многогранном процессе формирования личности ребенка важнейшим звеном является семья. Ребёнок воспитывается многими обстоятельствами, но из всех влияний наиболее значимым оказывается семейное.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.
Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности – непрерывно действующий процесс [1].
В зависимости от того, как складываются взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формируется личность ребенка.
Нестабильный, конфликтный стиль отношений в семьях искажает условия ранней социализации детей, являясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях алкоголизированной семьи.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников [3].
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают [6].
В целом, причиной тревоги и тревожности может быть все, что нарушает у ребенка чувство уверенности, надежность в его взаимоотношениях с родителями и окружающими. Ребенок, испытывая к себе враждебное и безразличное отношение окружающих, охваченный тревогой, вырабатывает свою систему поведения и отношения к другим людям. Он становится злобным, агрессивным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх. Тревога толкает ребенка на такое поведение, которое может избавить его от неприятностей и страха. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, они очень чувствительны к своим неудачам, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому несколько: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. Часто причиной детской агрессивности является семья. Ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых – безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение – готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты. К ним относятся: бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении, как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка, повышенная тревожность, страх. Вместе с тем, среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые.
Чтобы сформировать у ребенка научное понятие, необходимо научить школьника дифференцированно подходить к признакам предмета. Умение дифференцировать признаки и выделять существенное приходит не сразу, ведь младший школьник воспринимает в первую очередь внешние признаки, а именно они-то могут и не быть существенными. Этим и объясняется наиболее частая ошибка, которую допускают младшие школьники в процессе формирования понятий, замещение признаков, неправомерное обобщение на основе несущественных признаков или на основе рядоположения существенных и несущественных признаков. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [5].
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. [2]
Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Дети с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе [4].
Особенности воспитания детей в алкоголизированных семьях
В отечественной науки исследованию проблем алкогольной семьи посвящены работы В.Д.Москаленко. Автор отмечает, что все семьи, где есть больной алкоголизмом, являются дисфункциональными, т.е. порождающие неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которых существуют условия, препятствующие их личностному росту.
Несмотря на внешние различия жизни такой семьи (материальный и образовательный уровень супругов, их социальное положение, события и обстоятельства), суть происходящего одна и та же. В этих семьях постоянно присутствуют напряжение, тревога, ощущение хаоса и непредсказуемости, душевная боль. Потребности детей постоянно не удовлетворяются, поскольку родители не доступны для детей либо просто физически, либо эмоционально [7].
Алкоголизм становится «центром» семьи, вокруг которого сосредоточены все мысли, чувства, действия и поступки остальных членов семьи. Независимо от того, пьет в семье только один из родителей или еще и другие члены семьи, алкоголизм – семейная болезнь. Это объясняется тем, что поведение алкоголика настолько деформирует отношения, так влияет на эмоциональный климат, что больными становятся все близкие люди, которые живут с ним под одной крышей, беспокоятся о нем и любят его [7].
Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человечества [4].
Функциональная неполноценность семей, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянно психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компаний.
Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу «ненормальных» условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушение в ряде случаев структуры семьи и т.д.
Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу – воспитание детей.
Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. А ведь именно эти факторы сопутствуют семьям, где один или оба родителя алкоголизированны. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации.
Заключение
На первых этапах формирования личности социализация, т.е. усвоение системы знаний, норм, ценностей, ролей осуществляется через общение, обучение, воспитание – в семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В свою очередь, младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности.
В семьях, отягощенных алкогольной зависимостью родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений, который искажает условия нормальной социализации детей. Важно отметить, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, усвоения социальных норм, нравственного развития.
Результаты исследования показали, что дети, воспитывающиеся в алкоголизированных семьях, имеют низкий уровень самооценки, они замкнуты, неуверенны в своих силах, не склонны к эмоционально теплым отношениям с родителями. У детей снижена учебная мотивация, они не стремятся к получению новых знаний и умений.
Дети чрезмерно тревожны, и эта тревога связана с агрессией, проявляемой родителями. Дети постоянно находятся в ситуации тревоги, напряжения.
Копируя поведение родителей, дети проявляют как вербальную, так и невербальную агрессию к своим сверстникам и окружающим их людям. Им очень сложно построить дружеские отношения.
Все вышеперечисленное не позволяет социализироваться ребенку в обществе и приводит к развитию дисгармоничной личности. Поэтому работа с семьей на ранних этапах поможет предотвратить нарушения формирования личности, характера, эмоционально-волевой сферы ребенка.