С 18 по 30 сентября 2017 года в Ямало-Ненецком автономном округе пройдут VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества» в формате Интернет-конференции в электронном журнале «Образование Ямала» и публичное представление лучших докладов в городе Ноябрьск. Положение о проведении VII Епархиальных Рождественских образовательных чтениях можно найти на сайте департамента образования ЯНАО в разделе «Деятельность – Общее образование – Основы религиозных культур».
Примерная тематика докладов на VII Епархиальных рождественских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» по направлениям.
- Православие и образование, воспитание
- Духовно-нравственные основы воспитания в понимании Русской Православной Церкви и гражданского общества.
- Связь духовно-нравственного воспитания в школе с национальными ценностями.
- Традиции российского государства и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания.
- Взаимосвязь христианских духовно-нравственных и национальных ценностей.
- Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей ребёнка при переходе от возраста к возрасту.
- Пути реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.
- Характер современного национального воспитательного идеала.
- Система базовых национальных ценностей как основа духовно-нравственной консолидации многонационального народа Российской Федерации.
- Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
- Формирование национальной идентичности во многообразии культур и народов современной России.
- Межэтнический мир и согласие как основа духовно-нравственного воспитания.
- Психолого-педагогическая организация духовно-нравственного воспитания в школе.
- Специфика определения современного национального воспитательного идеала.
- Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
- Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения.
- Истоки внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
- Реализация творческого потенциала личности в духовной и предметно-продуктивной деятельности.
- Реализация творческого потенциала личности в социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм.
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства.
- Сфера педагогической ответственности в духовно-нравственном развитии и воспитании личности в процессе образовательной деятельности.
- Сфера родительской ответственности в духовно-нравственном развитии и воспитании личности в семье.
- «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» как духовные скрепы личности.
- Содержательные компоненты духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Роль партнёрских отношений школы с другими институтами социализации в педагогическом воздействии на духовно-нравственное развитие личности гражданина России.
- Открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами – важнейшее свойство духовно-нравственного развития гражданина России.
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями.
- Малая родина как одна из скреп духовно-нравственного развития гражданина России.
- Диалог политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи.
- Православие и культура
- Влияние Русской Православной Церкви на развитие отечественной культуры.
- Христианское зодчество и иконопись как источники формирования нравственных культурных ценностей.
- Духовная музыка как источник формирования нравственности.
- Формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания личности средствами культуры.
- Роль массовой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
- Личность деятеля культуры как сфера влияния на духовно-нравственное развитие личности.
- Фанклубы и духовно-нравственное развитие личности.
- Партнёрство с другими институтами социализации в духовно-нравственном развитии личности гражданина России.
- Эмоционально-ценностные основания духовного становления личности.
- Роль кино (или: живописи, скульптуры, театра, музыки…) в духовном становлении личности.
- Роль кино (или: живописи, скульптуры, театра, музыки…) в развитии эмоциональной сферы подрастающего поколения.
- Хоровое пение и духовное становление ребёнка.
- Памятники искусства и культуры как сфера влияния на духовно-нравственное развитие личности.
- Роль туризма и краеведения в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи.
- Включение детей и студенческой молодёжи в социально-культурные практики как основа становления духовности и нравственности.
- Формирование национальной идентичности во многообразии культур и народов современной России.
- Прошлое, настоящее и будущее как концепты культуры и отражение ментальности человека.
- Культурные концепты человека в переломные эпохи и их влияние на формирование личности.
- Культурное многообразие и свобода культурного выбора.
- Трактовка концептов «национальная базисная культура» и «религиозная культура».
III. Православие и семья
- Русская Православная Церковь о семейных ценностях.
- Христианские заповеди в семейном воспитании.
- Семейные ценности: вчера, сегодня завтра.
- Традиционные ценности российской семьи и их роль в духовно-нравственном воспитании детей.
- Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи.
- Подготовка детей к созданию семьи и браку.
- В чём прочность брака?
- Партнёрские отношения семьи с другими институтами социализации в в духовно-нравственном развитии личности гражданина России.
- Проекция родительских отношений в семье на становление отцовства и материнства подрастающего поколения.
- Роль примера отца в формировании ребёнка.
- Отцовство и материнство как осознанная необходимость.
- Семейные ценности в межэтническом браке.
- Формирование культуры межэтнического взаимодействия в семейном воспитании.
- Межпоколенные взаимодействия в современной семье и их влияние на духовно-нравственное воспитание детей.
- Преодоление кризисных периодов в жизни семьи.
- Нравственно-этические уроки отчего дома.
- Нравственное наполнение понятия «мой дом – моя крепость».
- Истолкование фразы И. А. Ильина «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».
- Семейное чтение писем «О добром и прекрасном» академика Д. С. Лихачёва как один из источников формирования духовно-нравственных ценностей детей.
- Православие и молодёжь
- Влияние Русской Православной Церкви на воспитание подрастающего поколения.
- Воспитательная компонента образования в православной гимназии.
- Какие ценности христианства и почему принимаются/игнорируются современной молодёжью?
- Роль Русской Православной Церкви в воспитании у подрастающего поколения осознания ценности человеческой жизни.
- Современные религиозные течения и молодёжь.
- Формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни через православие.
- Освобождение от нравственных ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом – путь в никуда.
- Формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
- Опыт взаимодействия муниципальных управлений молодёжной политики с Салехардским (Ноябрьским, Новоуренгойским) благочинием.
- Истолкование слов норвежского драматурга Генриха Ибсена: «Я стал бояться… страшно бояться юности… Юность – это возмездие».
- Истолкование слов академика Д. С. Лихачёва «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое!».
- Письма «О добром и прекрасном» академика Д. С. Лихачёва как один из источников формирования духовно-нравственных ценностей молодёжи.
- Путь растущего гражданина к Знанию, Памяти и Совести.
- Православный храм, учреждение культуры как сферы влияния на духовность молодёжи.
- Путь старшего подростка от безверия к вере.
- Русская Православная Церковь в борьбе за души молодых людей, имеющих аддикции.
- Православие и СМИ
- Специфика взаимодействия Русской Православной Церкви и СМИ.
- Социально-политические концепты человека в переломные эпохи и их влияние на формирование личности.
- Освещение знаковых православных мероприятий средствами массовой информации.
- В чём сложности освещения социального заказа современной общеобразовательной школе и другим социальным институтам по духовно-нравственному воспитанию молодёжи?
- Опыт взаимодействия региональных (муниципальных) СМИ с Салехардской и Новоуренгойской епархией.
- Опыт взаимодействия региональных (муниципальных) СМИ с Салехардским (Ноябрьским, Новоуренгойским) благочинием.
- Разные адресаты – разные способы подачи материала о духовно-нравственных началах личности.
- Церковь и средства массовой информации: проблема взаимоотношений..
- Передача информации посредством СМИ как общественное служение, имеющее этическое измерение.
- Основные принципы отношения Русской Православной Церкви и средств массовой информации.
- Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви в сотрудничестве со светскими средствами массовой информации.
- Русская Православная Церковь и светские СМИ в первой четверти XXI века: состояние и перспективы сотрудничества.
- Социальное служение Русской Православной Церкви во взаимодействии с учреждениями здравоохранения и социального обслуживания
- Русская Православная Церковь как субъект социальной работы.
- Принципы организации социальной работы в Русской Православной Церкви.
- Содействие структурным подразделениям епархии в осуществлении программ и мероприятий, имеющих отношение к социальной работе.
- Опыт взаимодействия региональных (муниципальных) учреждений здравоохранения и социального обслуживания с Салехардской и Новоуренгойской епархией.
- Опыт взаимодействия региональных (муниципальных) учреждений здравоохранения и социального обслуживания с Салехардским (Ноябрьским, Новоуренгойским) благочинием.
- Христианские ценности как важнейшие нормы жизни современного человека.
- Истолкование слов Ю. М. Лотмана «Когда больно от чужой боли – это и есть самый большой круг, круг культурного человека».
- Русская Православная Церковь, учреждения здравоохранения и социального обслуживания в борьбе за души молодых людей, имеющих аддикции.
- Возможности создания и функционирования епархиальных центров защиты материнства, оказания практической помощи одиноким будущим матерям, проблемным и неполным семьям.
- Развитие сети сестричеств милосердия, укрепления связи существующих сестричеств между собой.
- Взаимосвязь Русской Православной Церкви и системы профессионального обучения социальных работников и добровольцев.
- Развитие взаимодействия между церковными социальными проектами, в том числе межприходских, благочиннических, общеепархиальных и межъепархиальных инициатив.
VII. Православие и взаимодействие с правоохранительными органами, казачеством
- Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории.
- Опыт взаимодействия региональных (муниципальных) правоохранительных органов (казачества) с Салехардской и Новоуренгойской епархией.
- Опыт взаимодействия региональных (муниципальных) правоохранительных органов (казачества) с Салехардским (Ноябрьским, Новоуренгойским) благочинием.
- Нерасторжимая связь понятий «свобода» и «нравственность».
- Совместная работа казачества и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном становлении молодёжи.
- Опыт реализации программ духовно-нравственного воспитания в кадетских и казачьих классах.
- Сотрудничество Русской Православной Церкви, правоохранительных органов (казачества) в работе с людьми, имеющими социальные отклонения.
- Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах.
- Социальное служение РПЦ в местах лишения свободы.
[1] Тематика докладов подготовлена в дополнение к Положению, носит примерный (рекомендательный) характер. Разбивка тем по направлениям также условна. Каждый участник Чтений в соответствии с целью и задачами, конкретным содержанием доклада уточняет (переформулирует или формулирует самостоятельно) тему.