С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-их классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. По итогам обучения четвероклассники пишут и защищают индивидуальные или групповые проекты по выбранному курсу.Учащиеся 4-а класса (учитель Федяева Е.Н.) на итоговом уроке по ОРКиСЭ провели проектную игру по теме: «Добро и зло». Ребята провели опрос одноклассников.Для чего люди должны знать, что такое добро и зло? Что значит делать добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям? В чем оно заключается?
После проведенного опроса ребята составили заветы добра. Не позволять себе плохо обращаться с людьми или с животными. Научиться сопереживать другим людям.
Подавать пример заботливого отношения к другим людям. Учиться думать о людях только хорошо. Искать множество возможностей оказывать помощь, стараться быть отзывчивыми и заботливыми людьми. Заменить эгоистические установки щедростью и заботой в отношении к окружающим. Стараться всей семьей регулярно участвовать в различных акциях помощи окружающим.А вот размышление о добре и зле учащегося 4а класса Химчак Сергея:«С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в сказках всегда побеждает зло, каким бы коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела, а злые поступки всегда наказуемы .Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. А зло приносит ответное зло.В мире людей даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению, или в порыве гнева совершить какое-нибудь зло, о котором сожалеет всю жизнь.Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки, к сожалению, чаще всего заботясь лишь о собственном благе».Учащиеся 4 «в» класса (учитель Тимофеева А.В.) выбрали тему «Наша Родина – Россия» и «Добродетели и пороки». По теме «Наша Родина – Россия» группой учащихся была выполнена компьютерная презентация и плакат «Добродетели и пороки». Еще ученики 4в класса писали сочинения-размышления на тему курса ОРКиСЭ. Афхаликова Алина.«В этом году у нас был новый урок «Основы светской этики». Все темы очень нужные и интересные. Особенно мне понравились темы «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Дружба». Мы рассуждали , спорили, доказывали свое мнение.. Считаю, что этот курс нужен и полезен для нас.» Соколова Елизавета.«Считаю новый курс «Основы светской этики» своевременным и нужным. На уроках мы узнали очень много нового и полезного. Курс раскрывает многие понятия, которые очень важны для всех живущих в нашем обществе».
Ильяшенко Егор. « В 4 классе у нас появился новый урок «Основы светской этики». Раньше я не знал, а теперь знаю, что такое светская этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми. Мы все живем среди людей и должны знать правила поведения в обществе. Этот курс помог мне узнать много нового и интересного».
17 мая в 4 б классе (кл.рук. Гришина Ф.Ф.) также прошло итоговое занятие по курсу «Основы светской этики». Учащиеся работали в группах, выбирали самостоятельно тему, которая запомнилась больше всего, подбирали материал по этой теме и готовили мини- проекты. Три группы создали проекты на ватмане, четвёртая группа подготовила презентацию. Ребята работали увлеченно, слаженно. В конце работы все четыре группы защитили свои проекты. Первая группа подготовила презентацию и инсценировку на тему «Совесть». Вторая группа не только защитила проект «Золотое правило этики», но и
придумала блиц- опрос по разным темам курса. Третья группа дополнительно подготовила тест по теме «Золотое правило нравственности». Занятие прошло живо, интересно, увлекательно. В итоге учащиеся высказали своё мнение по темам данного курса, отметили важность этого курса в нашей жизни. Некоторые учащиеся написали мини — сочинения на тему: «Чему мы научились на уроках «Основы светской этики».
Выдержки из сочинений учеников 4б класса
«На уроках «Основы светской этики» мы научились оценивать собственное поведение и поведение одноклассников, самостоятельно совершать хорошие поступки, делать свою жизнь и жизнь окружающих
людей лучше. На уроках мы использовали различные формы работы: беседы, диспуты, работа с электронным сопровождением, самостоятельная работа. Нам нравилось работать в группах. На уроках мы много обращались к героям сказок, детских рассказов, вспоминали ситуации из собственной жизни. В процессе диалога мы обсуждали, спорили, отстаивали свою точку зрения, делали выводы, находили выход из спорных ситуаций. Часто на уроках создавали проект, работая в группах.
Каждая группа защищала свой проект. Эта форма работы нам очень нравится. Мы многое узнали на уроках светской этики.» Чемборисова Элина, 1 группа.
«На уроках светской этики больше всего мне понравилась тема : «Граница между добром и злом». Эта тема помогла мне понять, как разграничить добро и зло. Ещё я поняла, что такое долг,
совесть, честь, достоинство. На уроках мы узнали всё то, что пригодится в будущем. Очень интересно проходили уроки, на которых мы создавали проект по темам: Счастье и смысл жизни», «Ценность рода и семьи». Мы на уроках работали в группах, помогали друг другу. Мы подбирали материал к проектам, делали презентации, готовили инсценировку, используя не только рассказы, но и брали эпизоды из окружающей жизни. Я хочу, чтобы в мире было больше хороших людей.»Попова Софья, 2 группа.
««Основы светской этики» научили меня многому. Я научилась отличать добро от зла, научилась чувствовать то, что чувствуют другие, когда им говорят что-то неприятное. Я поняла, что мы родились на этом свете, чтобы делать добрые дела. Мы узнали, как различать разные национальности, узнали, что такое на самом деле дружба. Я думаю, что эти знания мне пригодятся в
будущем!» Фефелова Дарья, 3 группа
Выдержки из сочинений учащихся 4г класса (кл. рук. Гриневич Е.В.):
«Уроки светской этики очень познавательны. На этом уроке нас учили отличать добро от зла, относиться к людям так, как хотим, чтобы относились к нам, быть хорошими людьми. Также, на этих уроках мы обсуждали семейные традиции, потому что каждый человек должен знать историю своей семьи. Светская этика помогает нам стать культурными и нравственными людьми» (Слюнченко Ангелина)
«Мне этот предмет помог задуматься над своим поведением, стать более воспитанным и доброжелательным. Это позволило мне завести много друзей, я стал хорошо себя вести в школе, дома, в гостях, на улице. На последнем уроке светской этики мы работали в группах, защищали проекты. В группах мы не ссорились, работали дружно. Я считаю, что большая заслуга этого – знания, полученные на уроках светской этики» (Кирштейнас Даниил)