Возрастные особенности мотивации старшеклассников.

профориентация   У старших школьников главными становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем.
В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам тео­ретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства.

Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения

(«Что способствует мотивации?»).

  •  потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
  • становление социальных мотивов гражданского долга;
  • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
  • потребность в осознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
  • необходимость самоограничения;
  • становление целеполагания;
  • интерес ко всем формам самообразования;
  • избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
  • устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

 

 Педагог-психолог, Райх Лейла Гивиевна.

Комментарии закрыты