Школьная библиотека, как структурное подразделение образовательного учреждения ориентирована на потребности обслуживаемого учреждения и рассматривает свою деятельность как часть педагогического процесса.
График работы библиотеки
Понедельник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
08.15 – 16.00
Перерыв 12.00 – 12.30 |
08.15 – 16.00
Перерыв 12.00 – 12.30 |
08.15 – 16.00
Перерыв 12.00 – 12.30 |
08.15 – 16.00
Перерыв 12.00 – 12.30 |
08.15 – 16.00
Перерыв 12.00 – 12.30 |
08.00 – 15.00
|
Последний день месяца — санитарный
Деятельность школьной библиотеки по использованию учебных фондов наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов; объем книговыдачи приближается к объему фонда учебной литературы; специализированный справочно-библиографический аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне.
Сравнительное обновление библиотечного фонда за последние два года:
Учебный год | Библиотечный фонд | Основной фонд | Фонд учебной литературы |
2016 -2017 | 23815 | 3395 | 20420 |
2017-2018 | 24601 | 3395 | 21206 |
Средние показатели деятельности библиотеки:
Учебный год | Средняя посещаемость | Средняя читаемость | Обращаемость | Книгообеспеченность на 1 читателя |
2014-2015 | 9 | 34 | 2 | 25 |
2015-2016 | 7 | 33 | 1 | 23 |
2016-2017 | 7 | 27 | 1 | 22 |
Число пользователей и процент охвата библиотечным обслуживанием являются важнейшими показателями деятельности школьной библиотеки. Библиотека играет значительную роль в социальной и культурной жизни школы, являясь единственным бесплатным источником информации, местом общения и проведения досуга.
Динамика основных цифровых показателей в сравнении за последние три учебных года.
Учебный год | Количество читателей | Количество посещений | Книговыдача |
2014 — 2015 | 1023 | 9128 | 34485 |
2015 — 2016 | 943 | 6856 | 31500 |
2016 – 2017 | 1087 | 7292 | 29527 |
Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда. Подход — вот что является основным фактором, влияющим на положение библиотеки в школе, ее роль и место в ней. Имеется в виду подход и руководства, и учителей, которые пользуются школьной библиотекой и самих учащихся.
На данный момент читателями школьной библиотеки являются 963 человека. Для формирования общешкольного заказа на учебники и учебно-методические пособия ведется организационная работа по изучению прайсов издательств, перечня учебников и каталогов. Проводится анализ фонда учебной литературы, с письменными результатами которого ознакомлены педагоги и родители, и по результатам которого сформирован заказ на учебники. В конце учебного года совместно с учителями составляется список учебной литературы на новый учебный год. С учащимися и родителями проводятся беседы, информирование родителей по обеспечению учебниками на следующий учебный год. На родительских собраниях и на сайте школы предоставляется информация по учебникам на будущий учебный год. Всем учащимся выдаются учебники и учебные пособия.
Прежде чем донести информацию до читателя, проводится большая внутренняя работа. Это — просмотр, обработка и расстановка поступившей литературы согласно таблицам ББК, ведение и работа по совершенствованию справочно-библиографического аппарата и пропаганде информационной грамотности. Проводится мелкий ремонт литературы.
Проводятся рейды с целью проконтролировать сохранность учебников, полученных учащимися из библиотеки, наблюдение «Как читают наши дети?». В целях воспитания бережного отношения к книге и сохранности фонда и использование учебных пособий в образовательном процессе организуется рейд «Как живёшь книга?».
Библиотечный фонд – это совокупность имеющихся в школьной библиотеке документов, которые предоставляются читателям на временное пользование.
Фонд школьной библиотеки состоит из 3 частей:
- Основной фонд, который включает в себя художественную, справочную, познавательную литературу и периодику.
- Специализированный фонд, состоящий из документов, отобранных с учетом специфики учреждения. В школьной библиотеке – это фонд учебной литературы, обеспечивающий учебный процесс образовательного учреждения. Этот фонд постоянно обновляется.
- Обменный фонд, предназначенный для безвозмездной передачи документов библиотекам других образовательных учреждений или принятый во временное пользование из других библиотек.
Укрепление материально-технической базы библиотеки остается важнейшим направлением деятельности учреждения. Основными материальными ресурсами библиотеки является оснащение техническим оборудованием и обеспеченность помещением. Оснащенность компьютерной техникой: 13 компьютеров, 1 принтер. Компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть, используются ежедневно.
Работа школьной библиотеки ведётся совместно:
Преподаватель — предметник:
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
формирование и корректировка учебной предметной линии;
изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями по предмету.
Классный руководитель:
работа с задолжниками;
формирование заказа на учебники на следующий учебный год;
изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
анализ круга чтения и читательской активности обучающихся;
подбор литературы к классным часам, тематическим неделям.
Администрация:
мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
мониторинг обеспеченности образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
анализ фонда учебной литературы с целью формирования соответствующей статьи бюджета;
анализ фонда учебной литературы в соответствии с предметными линиями.
Обучающиеся:
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
Родители:
ознакомление со списками учебников по классам на следующий учебный год;
ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и
учебными пособиями;
ознакомление с кругом чтения ребёнка;
Библиотека придает большое значение формированию устойчивых и конструктивных внешних связей с учреждениями, организациями, общественными объединениями по различным направлениям деятельности библиотеки. Взаимодействие с другими учреждениями: с ЦДБ и ЦГБ — участие в мероприятиях, содействие в организации целевых аудиторий. Постоянный обмен опытом со школьными библиотеками города Муравленко.
Школьная библиотека для многих является первой библиотекой в их жизни, именно она формирует читающего человека и именно школьные библиотеки должны быть опорным звеном в библиотечном сообществе России. Тем более школьные библиотеки составляют больше половины от общего числа библиотек страны. Поэтому особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры школьников. Для этого нужно использовать разные формы работы:
- Пропаганда ББЗ.
- Беседа. В диалоге донести до читателя основную мысль занятия, побуждать рассказать о чем-либо, поделиться прочитанным.
- Громкое чтение. Выразительное чтение библиотекаря вслух, привлекает внимание детей.
- Обсуждение книги. Обсуждая книгу, определить отношение автора к написанному им произведению, соглашаясь с автором или споря вырабатывать свои представления, свою позицию.
- Иллюстрирование книг. Прочитав книгу, читатель выражает свое восприятие через рисунки, развивая свое воображение и фантазию.
- Литературные игры. В эту форму входят викторины, квесты.
- Театрализация. Помогает читателям понять события, характер героя, более глубже узнать того или иного героя.
- Литературное творчество. Дети сочиняют стихи, сказки, делают книжки своими руками.
В целях максимального раскрытия фонда библиотеки, пропаганды лучших образцов мировой литературы, постоянно оформляются книжные выставки, тематические полки, просмотры литературы.
«Край стальных журавлей» постоянно действующая по краеведению;
«Аллея читающего детства» постоянно действующая для читателей младших классов.
«За страницами учебников…» постоянно действующая для учащихся 5-9 классов.
«Юбилейный калейдоскоп» по книгам-юбилярам.
К памятным датам:
75 лет Афанасьев Ю.Н. «Цветные сказки северного края».
120 лет Есенин С.А.
100 лет «Симонов К.М. — писатель, поэт, прозаик, драматург».
195 лет Фет А.А.
155 лет. « А.П. Чехов, писатель».
95 лет. Ф.А. Абрамов.
110 лет «М.А. Шолохов, писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
110 лет Агние Барто.
225 лет С. Т. Аксакову.
115 лет Е. И. Чарушину.
90 лет «Винни – Пуху».
75 лет «Тимуру и его команде».
220 лет «А.С. Грибоедов – писатель, дипломат».
День Знаний – «Лабиринт проблем: Большая перемена или пора учиться».
День учителя – «Сердце, отданное детям».
4 ноября — День народного единства.
День матери — «Образ материнства в русской иконописи».
12 декабря – День Конституции РФ.
«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой…».
«В судьбе природы – наша судьба»
«Я с книгой открываю мир природы»
День Победы – «Величие народного подвига».
«С юбилеем родной Ямал!» к 85-летию ЯНАО.
«Книги о космосе и космонавтах».
«Мы помним, мы гордимся!» к годовщине ВОВ.
«Сороковые – роковые…» к годовщине ВОВ.
«В гостях у дедушки Корнея» к 135 – летию К.И. Чуковского.
«Эти книги знают все» по справочной литературе.
Ежегодно проводится акция «Поделись любимой книгой».
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная ко дню победы в Великой Отечественной войне «Сороковые – роковые…» (в 2016 году), «Мы помним, мы гордимся» (в 2017 году).
Литературная гостиная к 200-летию Лермонтова.
Сохраняя традиции пропаганды детского чтения ежегодно принимаем участие в общегородском мероприятии «Неделя детской книги».
Так, в 2015 году Неделя детской книги, музыки и театра, была посвящена двум знаменательным датам: 210–летию Г.Х. Андерсена и 180–летию сказки «Дюймовочка». Лучшим читателям городских школьных библиотек был представлен спектакль по сказке «Дюймовочка».
Ежегодно принимаем участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».
В городском конкурсе «Лапцуевские чтения».
Приобщение учащихся к чтению, формирование информационной культуры позволяет школьной библиотеке воспитывать грамотную, интеллектуальную, творческую, нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе знаний.