(6+) Рекомендации педагога-психолога девятиклассникам по подготовке к экзаменам

1Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много. Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене.

К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.

 Режим дня

 В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.

  1. Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
  2. Желательно заставить себя просыпаться пораньше.
  3. Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.
  4. В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
  5. Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.

Питание

 Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

— Лучшему запоминанию способствует морковь.

— От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.

— Орехи – для выносливости.

— Клубника и бананы помогут снять стресс.

— Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.

— Улучшает кровоснабжение мозга черника.

— Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.

— А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.

Запоминание и усвоение материала

  1. Первый просмотр материала.
  2. Повторение наиболее существенных фактов.
  3. Выявление основных идей и их взаимосвязей.
  4. Составление плана.

  1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.
  2. Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.
  3. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.
  4. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
  5. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти: при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы; при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.

На экзамене

  1. Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.
  2. На экзамен приходите вовремя, за 30 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
  3. Получив задание, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.

Формулы аутотренинга:

— Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен.

   Экзамен – лишь только часть моей жизни.

— Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался

   саморегуляцией.

— Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

—  Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

— Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

— Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

— Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Успехов вам и удачи!

Педагог-психолог, Райх Л.Г.

Комментарии закрыты