(6+) Школы мира. Швеция

В этой статье разговор пойдет о соседях датчан — шведах, которым удалось создать не менее интересный образовательный проект — школу Vittra Telefonplan.

 

 

Эта школа является одной из школ, входящих в систему Vittra — частной образовательной организации, разрабатывающей альтернативные пути школьного образования. Основным ориентиром для Vittra являются восемь ключевых компетенций, разработанных Евросоюзом:

 

1. Общение на родном языке — это способность выражать и понимать понятия, мысли, чувства, факты и мнения в письменной и устной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также взаимодействовать лингвистически соответствующим образом и творчески во всем многообразии общественных и культурных контекстов; во время учебы, на работе, дома и на досуге.

 

2. Общение на иностранных языках в широком смысле предполагает основные навыки коммуникации на родном языке: она базируется на способности понимать, выражать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо) в соответствующем ряде социальных и культурных контекстов (в образовании и обучении, на работе, дома и на досуге) в соответствии с желаниями или потребностями индивида. Коммуникация на иностранных языках также требует таких навыков, как медиация и межкультурное понимание. Уровень индивидуального владения будет разным в четырех сферах (слушание,

говорение, чтение и письмо) и в разных языках и будет соответствовать социальной и культурной подготовке этого индивида, среде, потребностям и/или его интересам.

 

 Уменьшено: 39% от [ 975 на 650 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

3. Математическая грамотность — это способность развивать и применять математическое мышление для решения ряда задач в повседневных ситуациях. Наращивая основательное умение управляться с цифрами, основной упор делается на процессе и деятельности, а также на знании. Математическая грамотность включает разные уровни способностей и желания использовать математические способы мышления (логика и пространственное мышление) и презентации (формулы, модели, конструкты, графы, таблицы).

Компетенции в науке касаются способности и желания использовать основы знаний и методологии, объясняющих мир, для выявления проблем и выводов, основанных на доказательствах. Компетентность в технологии рассматривается как применение этих знаний и методологии для решения воспринимаемых человеческих желаний и потребностей. Компетенции в науке и технологии включают понимание изменений, вызываемых человеческой деятельностью, и ответственности каждого отдельного гражданина.

 

 Уменьшено: 39% от [ 975 на 650 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

4. Компьютерная грамотность включает уверенное и осмысленное пользование технологиями информационного общества (ТИО) для работы, досуга и коммуникаций. Она поддерживается базовыми навыками в ТИО: использование компьютера для восстановления, оценки, хранения, производства, презентации и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях с помощью Интернета.

 

5. «Освоение навыков обучения» это способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, в том числе, эффективно управляя временем и информацией как индивидуально, так и в группах. Эта компетенция включает осознание собственных процессов обучения и потребностей, выявление доступных возможностей и способность преодоления препятствий на пути к успешному обучению. Эта компетенция означает получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и навыков, а также поиск и использование руководства. Освоение навыков обучения вовлекает обучающихся дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки во всем многообразии контекстов: дома, на работе, в образовании и обучении.

 

 Уменьшено: 39% от [ 975 на 650 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

6. Социальные и гражданские компетенции включают личные, межличностные и межкультурные компетенции и охватывают все формы поведения, которые позволяют индивидам эффективным и конструктивным образом участвовать в общественной и трудовой жизни и, в частности, во все более разнообразных обществах, а также при необходимости разрешать конфликты. Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в гражданской жизни, основываясь на знании социальных и политических понятий и структур и готовности к активному и демократическому участию.

 

7. Чувство новаторства и предпринимательства относится к способности индивида превращать идеи в действия. Оно включает творчество, новаторство и готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения задач. Оно помогает индивидам не только в их повседневной жизни дома и в обществе, но также и на рабочем месте, осознавать содержание их работы и быть способными воспользоваться возможностями, оно также является базой для более специфических навыков и знаний, необходимых тем, кто организует или участвует в общественной или коммерческой деятельности. Оно должно включать понимание этических ценностей и продвигать хорошее управление.

 

 Уменьшено: 39% от [ 975 на 650 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере — понимание важности творческого выражения идей, осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере различными средствами, включая музыку, драматическое искусство, литературу и изобразительное искусство.

 

По данным исследования, проведенного в 2012 году институтом перспективных технологических инноваций при Еврокомиссии, в школе Vittra осуществляется одна из наиболее радикальных инноваций в современной Европе. Такое признание школа получает благодаря целому пучку инновационных решений, осуществляемых в этом образовательном учреждении:

 

— Модель 1 ученик : 1 компьютер, в которой участвуют все ученики школы, начиная с десятилетнего возраста.

 

 Уменьшено: 39% от [ 975 на 650 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

— Образовательное пространство будущего. В этой школе нет замкнутых классов и стен. Вместо них в школе Vittra предусмотрены другие типы учебных пространств:

 

Пещеры. Это места, где школьник может уединиться со своими мыслями, поделать что-то самостоятельно.

 

 Уменьшено: 39% от [ 975 на 650 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 

Лаборатории. Места, насыщенные приборами, материалами, формами, строительными материалами. Все это можно перевозить из одной лаборатории в другую.

 

Костер. Место, в котором школьники собираются и работают в команде. Школьники при этом не обязательно должны быть одного возраста. Вокруг костра их собирает интерес, а не принадлежность к «классу».

 

Родник. Место, где фонтанируют идеи и дается воля фантазии. Вы можете заскочить сюда на минутку, а потом двинуться дальше.

 

Сцена. Место, в котором показываются результаты того, что сделали школьники.

 

 

В школе Vittra используется гибкое расписание, так, что группа под руководством учителя может заниматься проблемой или проектом столько и в таком режиме, как этого требуют интересы дела. У каждого школьника есть свой персонализированный учебный план, в соответствии с которым он учится. Наблюдая за тем, что делается в школе Vittra, можно с уверенностью утверждать, что традиционной классно-урочной модели находятся все более и более весомые альтернативы.

Комментарии закрыты