Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
Одно из направлений профилактики данного процесса является работа с родителями учащихся путем информирования о сути, структуре буллинга и способах решения данного направления.
Буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет место повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим.
Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, — три существенных признака буллинга.
Буллинг включает четыре главных компонента:
- это агрессивное поведение и негативное поведение;
- оно осуществляется регулярно;
- оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
- это поведение является умышленным.
Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:
- Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
- Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в ее направлении);
- запугивание (использование агрессивных интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
- повреждения и иные действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных вещей жертвы);
Новая разновидность школьного буллинга — кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Различия кибербуллинга от традиционного буллинга обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Кибер-буллинг продолжается все время: информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков, от кибер-нападок невозможно спрятаться. В отличие от реального травли, для кибер-буллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого-то терроризировать
Рекомендации профилактики и коррекции буллинга для родителей.
Не все дети могут и хотят рассказать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее.
- Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво.
- Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он (она), кто общается с ним и т.д.
Можно обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу, им легче осуществлять наблюдение за детьми.
Как помочь своему ребенку, ставшему жертвой школьного буллинга.
- Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
- Убедиться, что ваш ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга;
- Сообщить об этом классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу;
- Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации;
- Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
- При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу;
- Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек;
- Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал», «Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Следует напомнить ребенку, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку.
Составила: Педагог-психолог Перминова Елена Анатольевна..