(6+)ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЯМАЛЕ: ШАГИ РАЗВИТИЯ | Официальный сайт МБОУ "Школа" № 1 им. В.И. Муравленко

(6+)ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЯМАЛЕ: ШАГИ РАЗВИТИЯ

1387197198_logotip-do12 декабря 2017 года в студиях муниципальных образований и департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа состоялось рабочее совещание с директорами, заместителями директоров по учебно-воспитательной работе, учителями истории общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа и представителями департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, посвященное вопросам организации образовательной деятельности гуманитарного направления, в частности преподавания общеобразовательного предмета «История».

Особое внимание было уделено итогам выполнения Всероссийских проверочных работ по истории обучающимися 10-11 классов, а также задачах руководителей образовательных учреждений по реализации историко-культурного стандарта.

Анализ выполнения заданий ВПР по истории в 11 классах образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа показал, что большинство заданий базового уровня и задание повышенного уровня сложности были выполнены значительным большинством участников успешно — на «отлично» и «хорошо». Показатели выполнения заданий базового и двух заданий повышенного уровня сложности в большинстве случаев превышают или соответствуют аналогичным среднероссийским показателям выполнения контрольной работы.

Результаты показателей выполнения диагностической работы в разрезе муниципалитетов свидетельствует о том, что у обучающихся 11-х классов ряда муниципальных образований вызвали затруднения задания, связанные с умением проводить поиск исторической информации в текстовых исторических источниках.

На основании представленных результатов учителям и методистам по истории рекомендовано обратить внимание и применить все возможные методики обучения для исправления возможных затруднений, связанных с овладением обучающихся 11-х классов проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; обобщать и анализировать информацию по истории родного края и об основных культурных и исторических памятниках на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Другим ключевым аспектом обсуждения стал вопрос организации в школах научно-исследовательской и проектной деятельности. Как отмечено докладчиками, из «10 пунктов умений» метапредметных результатов освоения программ (согласно ФГОС) 6 относится к результатам реализации проектной и научно-исследовательской деятельности (среди них умения: самостоятельно формулировать задачи, планировать пути достижения целей, соотносить действия с результатами, оценивать правильность решения, определять понятия, создавать обобщения, делать выводы), в связи с этим, в школах необходима организация данных видов деятельности, которая должная быть регламентирована и информационно общедоступна.

На совещании озвучены промежуточные результаты первого гуманитарного форума «Гуманитарное образование Ямала: состояние, проблемы, перспективы», которые представил заместитель директора по научно-инновационной работе Регионального института образования А.А. Фомин (г. Ноябрьск, 11-12 декабря).

Резюмирование событийных мероприятий форума транслировалось из студии г. Ноябрьска. Выступающий акцентировал внимание на том, что общими для всех докладов является особый акцент на повышении уровня учебной мотивации у обучающихся. В качестве главной задачи гуманитарного образования определено воспитание человека гражданского общества, развитие навыков критического мышления, исследовательской деятельности, привития любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Отмечено успешное проведение форсайт-сессии для учителей, позволившей участникам освоить данный вид деятельности как один из перспективных в определении стратегии развития личности. Участники Форума в течение двух дней осуществляют свою работу на 3 тематических площадках: «Современное состояние и перспективы совершенствования преподавания русского языка и литературы», «Стратегические направления совершенствования преподавания иностранного языка в школе в условиях перехода к обязательной сдаче ЕГЭ по иностранному языку», «Стратегические направления совершенствования преподавания истории и обществознания».

Основными рекомендациями по итогам работы Форума и совещания в целом для образовательных учреждений автономного округа и педагогов гуманитарного цикла стали: приведение в соответствие с Концепцией нового УМК по отечественной истории (Историко-культурного стандарта) и требованиями ФГОС общего образования содержание рабочих программ по учебному предмету «История»; поэтапное обновление фонда школьных библиотек учебно-методическими комплектами по истории в соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории и своевременное списывание устаревших учебников; укомплектование школьных библиотек электронными образовательными ресурсами по учебным предметам предметной области «Общественно-научные предметы» (тренажёрами, электронными учебниками, обучающим программным обеспечением); продуктивное использование заложенных в концепциях воспитания и преподавания гуманитарных дисциплин, положений, которых носят метапредметный характер, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма, развитие коммуникативных компетенций, в образовательной деятельности всех уровней образования автономного округа; улучшение качества образовательного процесса на основе результатов региональных оценочных процедур; систематическое повышение профессиональной квалификации.

Стоит отметить, что совещание по определенной тематике со своеобразным включением в работу параллельно проходившего форума организовано впервые. Логическим завершением мероприятия станет обратная связь от муниципальных органов управления образованием по разработке вопросов совершенствования организации образовательной деятельности, в частности, об организации методических мероприятий на региональном и муниципальном уровнях для учителей истории, необходимых для повышения качества образовательных результатов; какие мероприятия следует включить в региональный план мероприятий и как улучшить сопровождение научно-исследовательской и проектной деятельности в школах.

 

Комментарии закрыты