ОРКиСЭ » Официальный сайт МБОУ "Школа" № 1 им. В.И. Муравленко

ОРКиСЭ

фопоопрто (1)

КУРС ОРКиСЭ

Информация

о преподавании в 4-х классах образовательных организаций предметной области

«Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», включающей шесть учебных курсов (модулей) по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.Преподавать все учебные курсы (модули), в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на мероприятии, посвященном выбору учебного курса (модуля) и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.На мероприятии, посвященном выбору учебного курса (модуля), вам будет представлено содержание каждого из указанных учебных курсов (модулей), вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.Присутствие на мероприятии, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.Отказ от изучения любого из шести учебных курсов (модулей) не допускается.

(6+) Исследовательский проект в рамках курса ОРКиСЭ по теме «Традиции гостеприимства в культуре мировых религий»

В декабре 2020 года ребята  4-А класса (кл. рук. Федяева Е.Н.) провели исследовательский проект по ОРКиСЭ по теме «Традиции гостеприимства в культуре мировых религий».В ходе работы над проектом учащиеся узнали, что у каждой мировой религии есть множество праздничных обрядов, связанных с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. В праздничные дни люди много общаются в священных сооружениях и приходят друг к другу в гости. А так как праздников много и каждый из них несет свой ритуал (особые подарки, угощения, темы для бесед), то сложились традиции приема гостей в культуре мировых религий.Цель проекта: изучение традиций гостеприимства в культуре мировых религий.
Гостеприимство по-христиански

Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей, которое можно представить как сочетание добродушия, благородства и уважения к людям. Это щедрость не только в материальном, но и в духовном смысле. Гостеприимство — щедрый и душевный приём гостей, издревна оно являлось отличительной чертой угодников Божиих.
Добродушный хозяин выслушает гостя, даст ему совет, ободрит и утешит. Дом такого человека не бывает пуст, а сам хозяин не может быть одинок. Доброта гостеприимных хозяев освещает их жилище светом любви, который согревает всех окружающих. Господь говорил о том, что в гости нужно звать, прежде всего тех, кто нуждается в вашем покровительстве, приглашать следует голодных, бездомных, обездоленных. Гостеприимство дает проявить нам свои лучшие душевные качества, дарит свободу от скуки и одиночества. Радость от принятия гостей согревает душу хозяина.
Это превосходный тест на человеколюбие. Тот, кто его пройдет — получит не только человеческую благодарность, но и Божье благословение.

Исламское гостеприимство

Исламская религия придает огромное значение гостеприимству. Гость в Исламе – дорогой человек, и как ему не быть дорогим, если в хадисе от Пророка Мухаммада сказано: «Гость является проводником в райские сады».
Положение гостя настолько высокое, что мусульмане воспринимают его как небесный дар. 

По этой причине хозяину надлежит самому предложить гостям все то, в чем они могут испытывать нужду. Например, не спрашивая гостей, хозяину дома следует приготовить еду и поставить ее перед ними. Точно так же, как хозяин имеет обязанности в отношении гостя, так и гость имеет их по отношению к хозяину дома. Помимо того, что было перечислено ранее, на гостя возлагается обязанность принимать предложения и пожелания хозяина дома и не перечить ему. Например, если хозяин дома предложит ему сесть в определенном месте, то он должен сесть именно там.

Культура религий вносит огромный вклад в развитие каждой страны (в семейный уклад) и становится традицией, которая выражается в поведении, мыслях и творчестве людей. Дети, вырастая и подражая взрослым, впитывают устои семьи и становятся продолжателями традиционных ценностей не только родных и близких людей, но и государства в целом. Нам нужно знать традиции, чтобы их соблюдать и преумножать.

Основной этап выбора одного из учебных модулей предметной области  ОРКиСЭ  на  2020-2021 учебный год.

P_20200313_125715

На основном этапе выбора одного из учебных модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»  родителям (законным представителям) третьеклассников были последовательно представлены все учебные курсы (модули) ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) обучающихся.

Представление содержания образования по каждому из учебных курсов (модулей) ОРКСЭ  включало краткий рассказ о содержании данного учебного курса (модуля), целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении. В представлении учебно-методического обеспечения  были использованы учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующий Федеральный перечень учебников. В представлении учебников по религиозным культурам было  указано на наличие или отсутствие их экспертизы в соответствующих централизованных религиозных организациях. Педагогами было сказано о единой ценностной основе предметной области ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость,  уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.  На встрече были даны ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся. По окончании мероприятий   родители (законные представители) обучающихся 3-их  классов  заполнили  личные заявления.

В течение года учащиеся 4 «Б» класса изучали курс «Основы мировых религиозных культур». И вот  на основном этапе выбора одного из учебных модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»   прошёл отчётный 7 9урок-проект по теме «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». На уроке ребята знакомили одноклассников со своими национальными обрядами и обычаями, связанными с такими праздниками как  «Курбан — Байрам», «Навруз», «Масленица», «Рождество»,  «Купель», «Сабантуй».   Ребята заранее подобрали интересный материал, подготовили презентации с выступлениями,  принесли рецепты национальных блюд, элементы национальных костюмов. Много интересного узнали учащиеся из выступлений своих одноклассников, задавали вопросы по костюмам, подарили друг другу рецепты национальных блюд.  Главное, 3 2 1что поняли учащиеся — надо помнить и чтить традиции своего народа, уважительно  относиться к другим людям и их обычаям, культуре.

 

 

Отчёт   по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за I полугодие 2019-2020 учебного года.

Рисунок1В 2019-2020 учебном году обучающиеся 4 –А начали изучение нового для них курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры». Урок ОПК – это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Здесь  ученики являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу, знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви. В ноябре  ребята приняли активное участие в школьном туре Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры». Ребята были награждены дипломами за II и III место.  Победители школьного этапа олимпиады 13 декабря участвовали в муниципальном туре Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры». Тематика  олимпиады 2019-2020 года была разнообразной и интересной. Задания были и на знание религиозных понятий, и на знание исторических событий. За 60 минут детям надо было выполнить 6 заданий и набрать 60 баллов. По итогам муниципального этапа Олимпиады учащиеся 4-А класса заняли III место (Васильева Екатерина, Мацелко Виктория, Швецова Виктория)

Отчетные уроки-проекты  по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за II полугодие 2018-2019 учебного года.

my-collage (1) 4 в светская эт27 апреля в 4 А классе прошёл проектный урок модуля «Основы религиозных культур и светской этики» по теме » Этика». На уроке учащиеся познакомились с основами этических требований в поведении и общении с людьми, с историей правил этикета и культуры. Отработали практические ситуации проявления этикета в жизни. Выполнили и представили классу свои проекты

Выбор модуля курса «Основы религиозной культуры и светской этики»в 2019 году

IMG_626320 февраля 2019 года учителя 4-х классов (Каруна Е.И., Новосёлова И.А., Терещенко О.А. и Клеймёнова Е.И.) ) провели для родителей  учащихся 3-их классов  открытые уроки по ОРКСЭ с целью знакомства с курсом в целом и отдельными модулями («Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур»)  для дальнейшего выбора модуля обучения по этому предмету своим детям. Уроки были следующей тематической направленности: «Православный календарь» (4а), «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (4б,в,г). После уроков родители имели возможность ознакомиться с учебными пособиями по данному курсу и задать интересующие их вопросы.

27 февраля 2019 года прошли родительские собрания для родителей обучающихся 3-их классов по обеспечению свободного выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Урок ОРКиСЭ по теме «Россия – наша Родина»

MyCollagesВ рамках внедрения модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 «В» классе (учитель Новосёлова И.А.) прошёл  урок ОРКиСЭ по теме «Россия – наша Родина».

Цель: сформировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве.

Задачи:дать представление о единстве многонационального российского народа, познакомить учащихся с многообразием культурных, духовных и религиозных традиций России.Создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие.Помочь учащимся осознать свои духовные ценности и свой внутренний мир и уважать ценности других.Учиться слушать товарищей, анализировать представленную ими информацию с целью достижения единства в поставленных задачах.

Люди разных национальностей часто говорят на разных языках, у них могут быть разные религии и традиции, но у всех людей есть общие понятия, которые звучат по-разному, а обозначают одно и то же: свобода, правда, красота, совесть… Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.В нашей стране живут люди разных национальностей и их традиции сложились давно, ещё до того, как эти народы объединились в одно государство — Россия. Они  знают и бережно хранят эти культурные  традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.На уроке дети познакомились с культурными традициями татарского, русского, белорусского и дагестанского народа. В конце урока дети сделали вывод:  Мы все разные, но благодаря уважению друг к другу и умению договариваться – мы едины!

Отчетные уроки-проекты  по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за II полугодие 2017-2018 учебного года.

IMG_1558 IMG_1724

 «ЖИТЬ — НЕ ТУЖИТЬ, НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ, НИКОМУ НЕ ДОСАЖДАТЬ И ВСЕМ МОЕ ПОЧТЕНИЕ». Наставления старца Амвросия Оптинского. Под таким девизом ребята готовили проекты в 4″А» классе (учитель Иванченко О.В.).  Проекты в рамках курса «Мировые религии» направлены на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно свей совести.Ученики разделились на группы по три человека и готовили мини-проекты  по темам «Христианство», «Ислам», «Буддизм», «Иудаизм». В проектах ребята отражали какие совпадения есть в разных религиях.И в конце урока провели рефлексию и выяснили, что каждая религия учит не впадать в уныние, никого не осуждать, не завидовать, не быть надоедливыми и уважать людей.

1 2 3 4«Делясь добром, никто не станет нищим, Сторицей возвратится всё назад. Кто делает наш мир светлей и чище,  Тот станет сам от доброты богат.»

В 4 «В» классе (учитель Медведко Н.Ф.) прошёл  урок ОРКиСЭ в форме защиты проектных заданий по теме  «Мировые религии». Основными целями  этого урока было изучение основ вероучений в мировых религиях, умение поставить цель, находить, использовать и перерабатывать информацию, формирование чувства уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий. Ребята готовились к проекту, работая в группах.  Итогом проекта явилась электронная презентация, сообщения, изготовление макетов религиозных сооружений. Четвероклассники выступили с интересными сообщениями. Все пришли к выводу о том, что как бы ни были названы религии, характеристику которым дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.

20180503_145050 20180503_145554 20180503_15401720180503_154034В 4 «Б» классе (учитель Плотникова В.В.) на уроке ОРКиСЭ в рамках курса «Мировые религии», учащиеся готовили проекты по теме: «Праздники и календари религий мира». Девиз проектов «Любая религия учит добру, и каждая ставит целью спасение души человека». Кроме повседневных обрядов и паломничеств в каждой религии есть обряды, связанные с тем днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или в память о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды. Ребята подготовили электронные презентации, плакаты, сообщения, викторины о главных праздниках иудеев и христиан, рассказали, что такое церковный год, подвижные и неподвижные праздники, что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам, какие праздники есть у буддистов. Например у иудеев, они связаны с памятью о том, как они бежали из Египта. Их главный – праздник Песах20180503_150248 20180503_151412(Пасха). У христиан они связаны с событиями жизни Иисуса Христа – это Рождество (день рождения Иисуса) и Пасха (день его воскресения). Наиболее почитаемыми праздниками мусульман  – это курбан-байрам и ураза – байрам. Самым важным праздником у буддистов считается день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал). В конце урока ребята сделали вывод о том, что все праздники несут в себе добро, хорошее настроение и любовь к близким людям.

Экскурсии в рамках изучения курса ОРК иСЭ

DSC02006Приятно  осознавать, что вопросы духовно – нравственного воспитания стали важнейшим национальным приоритетом. Воссоздать духовно – нравственное воспитание можно через возрождение духовных традиций, историчеDSC02016ского опыта взаимодействия и взаимопонимания российских народов. Этому способствует новый курс “Основы религиозных культур и светской этики» . Благодаря этому курсу дети не только познакомятся с духовными ценностями, но и будут учиться толерантности .Для того, чтобы детям было легче    понять и принять основные идеи разных  религиозных культур классный руководитель 3-Г класса Каруна Е. И.  совместно с родителями организовали 13 марта  экскурсию в мусульманскую соборную  Мечеть, где в доступной форме учащиеся познакомились с основными ценностями исламской культуры. Ребятам  рассказали о  традиционном почитании родителей, старших, учителей и уважении друг к другу. Дети   познакомились с  архитектурными особенностями  мечети и правилами поведения в ней.15 марта была организована экскурсия в православный Храм Преображения Господня. Дьякон Павел рассказал детям о частях храма и их назначении. Объяснил некоторые традиции поведения в храме и воспитания в православной культуре, связанные с историей нашей Родины. Очень доступно и интересно рассказал о жизни Святых, изображенных на иконах, которые очень заинтересовали детей. Ответил на интересующие детей вопросы.Эти встречи очень полезны и интересны детям. Ведь они смогли ближе  познакомиться  с традициями своих одноклассников. Получилось наглядное воспитание толерантности. Курс ОРКСЭ необходим, чтобы не поучить поколение детей, ставящее материальное выше духовного, нетерпимое к иной культуре, неспособное к сопереживанию.

Выбор модуля курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

IMG-1d28e8aa08133abb51eef602986dbcee-V28 февраля 2018 года в МБОУ «Школа №1имени В.И. Муравленко» состоялось родительское собрание по вопросам свободного выбора модуля по курсу ОРКСЭ в 3-х классах. На собрании заместитель директора по УВР Шестопалова И.Н.  родителей познакомила с нормативно-правовой  основой курса, с его значением, структурой и организацией изучения.  Учителя-предметники: Терещенко О.А., Новосёлова И.А., Клеймёнова Е.И., Каруна Е.И., раскрыли содержание ОРКСЭ, культурологический характер дисциплины и её важность для учащихся. Подробно познакомили с особенностями каждого модуля учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

DSC04137Затем родителям было предложено определиться с модулем ОРКСЭ. Выбор родителями того или иного модуля является приоритетным для организации обучения учащихся.  В результате родители написали заявления по выбранному ими курсу.

Экскурсии в рамках изучения курса ОРК иСЭ

Рисунок1Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток информации из разных источников и взять именно то, что нужно, что будет являться нормой нравственности, воспитанности, очень сложно. Как различить где добро, а где зло, которое угрожает нашим детям. Несомненно, определяющую роль в этом может сыграть курс ОРКСЭ, основанный на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства.  3 марта ученики 3 «в» класса (классный руководитель Новосёлова И. А.) совершили экскурсию в Мечеть. Имам хатыб Абдуль-Азиз хазрат Гарипов в доступной форме рассказал ученикам о добре и зле, о любви  друг к другу,  почитании и уважении родителей, старших, учителей. Дети наглядно познакомились с устройством мечети, с ее архитектурными особенностями и внутреннем убранстве, правилами поведения в ней. Экскурсия для детей была интересной и познавательной, потому что сами ученики — представители различных национальностей могли воочию увидеть традиции и обычаи своих друзей и одноклассников. Это воспитывает толерантность и уважение к различным культурам и национальностям, которые живут в нашем городе, в нашей огромной многонациональной стране.

Открытые уроки по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

17 февраля 2018 года в МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»прошли открытые уроки по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: модуль «Основы мировых религиозных культур». На уроках присутсвовали представители родительских комитетов 3-их классов.

IMG_0092

IMG_0102В 4-А классе (учитель Иванченко О.В.)  инициатива деятельности исходила от учащихся, они сами были авторами замысла и исполнителями своего проекта от начала и до конца.   Проектная деятельность    способствует развитию у ребят  проектного критического мышления, повышению учебной мотивации; формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний; стимулирует творческую активность; развивает аналитические способности. В ходе работы над проектами ученики имели возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел авторов. Темы проектов были разнообразны: «Книги религий мира», «Священные здания религий мира», «Праздники и обряды в разных религиях мира»,  ребятам очень понравилась тема  “Древнегреческие мыслители о дружбе”. Они задумали сделать проектный продукт, которым будут пользоваться ученики и учителя школы. Защита проектов проходила в форме публичного представления результатов работы и дискуссий по теме проектов. На каждое выступление отводилось не более 15 минут. Из которых до 10 минут – на презентацию и до 5 минут – на дискуссию. Доклады участников иллюстрировались разными средствами наглядности (рисунки, макеты, фото, диаграммы, видео- и аудиоматериалы, компьютерная презентация).

20180215_161744 20180217_114819 (1)В 4-Б классе (учитель Плотникова В.В.) прошёл открытый урок, по ОРКСЭ, тема «Паломничество и святыни». На данном уроке учащиеся совершили виртуальное путешествие по святым местам. Сделали ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества, узнали о святых местах, которые посещают люди каждой религиозной культуры. Работали ребята в группах, каждая группа получила лист с планом, по нему учащиеся готовили небольшой рассказ, презентацию или проект в виде плакатов, книжек или открыток об одной из религии: о христианстве,  исламе,  иудаизме и буддизме. Учащиеся работали с интересом, активно обсуждали свои проекты. В завершении урока каждая группа презентовала свою работу. Итогом работы  урока стала викторина по данной теме, в которой приняли участие все ребята.

1 2В 4–В классе (учитель Медведко Н.Ф.) прошел проектный урок по теме  «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Целью  данного проекта было знакомство с нравственными заповедями в сравнении религий мира (ислама, буддизма, христианства, иудаизма). Четвероклассники работали в 4 группах.  Каждая группа должна была подготовить презентацию об определенном направлении религии, ответив на вопрос  «Как человек должен жить и относиться к другим людям?». Ребята пользовались различными источниками информации: учебник, раздаточный материал, интернет.В итоге были представлены презентации на тему «Золотое правило религии». Ребята выяснили, что человек является высшей ценностью всех религий мира. Религиозные правила, которые учат доброте, взаимопомощи, честности, можно свести к одному «золотому  правилу», которое является высшим проявлением нравственности. Оно было сформулировано мудрецами различных народов и звучит так: «Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

IMG_0101В 4–Г классе (учитель Лаптева И.Ю.) учащиеся выполнили проект по теме «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». Ребята узнали, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли. Одним из древних языческих праздников является Масленица, в дохристианской Руси празднование этого праздника называли «Проводы зимы». Этот праздник сопровождается своими  особыми обрядами. Для реализации проекта учащиеся 4 -Г разделились на творческие группы по интересам:1 группа «Информационная» — подготовила историческую справку о национальном русском празднике «Масленица».
2 группа «Зазывалы» — сообщила о названиях и назначениях дней масленичной недели.
3 группа «Театральная» — подборка и инсценировка праздника « Масленица-праздник солнца».4 группа «Музыкальная» — изучила русский фольклор (частушки, песни, пословицы).5 группа «Игровая» — подготовила и провела игры и соревнования. Выполненные  задания были яркими, захватывающими и интересными.

План мероприятий по выбору модуля ОРКиСЭ в 2017-2018 учебном году

орксиэУважаемые родители учеников 3-х классов! Начался предварительный этап мероприятий по обеспечению свободного выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» родителями (законными представителями) учащихся на 2018-2019 учебный год.
В МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» в 2017-2018 учебном году разработан план мероприятий по обеспечению свободного выбора модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». План состоит из трёх этапов: предварительного, основного и завершающего. Цель предварительного этапа: определение последовательности действий по осуществлению родителями свободного, добровольного информационного выбора учебного предмета для изучения их ребёнком. В предварительном периоде в феврале 2018 года состоятся инструктивные совещания по определению порядка проведения процедуры свободного выбора модуля учебного курса родителями 3 классов, родительские собрания с приглашением религиозных конфессий, осуществляющие свою деятельность на территории  ЯНАО.

Об учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

О содержании образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Официальный сайт ОРКиСЭ

Открытые уроки по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

орксиэУважаемые родители учащихся 3-х классов! Приглашаем 17 февраля 2018 года в 10.30 посетить открытые уроки по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: модуль «Основы мировых религиозных культур» — 4-А класс- кабинет 36, учитель Иванченко О.В., 4-В класс- кабинет № 35, учитель Медведко Н.Ф.;4-Б класс- кабинет № 21, Плотникова В.В.;4-Г класс- кабинет №22 , Лаптева И.Ю. В 4-х классах во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи школьника: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики».
Преподавание направлено на воспитание обучающихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение. Преподавать все модули, в том числе по основам религиозным культурам, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор. На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций. Присутствие на собрании одного из родителей и заполнение личного заявления обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей комплексного курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Просветительская лекция иерея Евгения Шестакова

8 декабря 2017 года педагоги МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко», преподающие курс ОРКиСЭ Иванченко О.В., Плотникова В.В. и Медведко Н.Ф. посетили просветительскую лекцию иерея Евгения Шестакова, посвященную истории Православной церкви на базе Многопрофильного лицея города Муравленко.

Школьный тур юбилейной Х Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!»

Андрюнин Дмитрий Эдуардович_Диплом II степени_ Васильев Владимир Андреевич_Диплом I степени_ Литвинова Ирина Александровна_Диплом III степени_ Мурадова Ангелина Раминовна_Диплом I степени_ Расторгуев Илья Евгеньевич_Диплом I степени_ Самокаева Дарья Алексеевна_Диплом II степени_В соответствии с Положением об Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры» и графиком проведения предметных олимпиад, организуемых Православным Свято-Тихвинским гуманитарным университетом в 2017–2018 учебного года,с 01 сентября по 10 декабря 2017 года проходил школьный этап Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры. 5  декабря ученики 4-А класса школы приняли участие в Школьном туре юбилейной Х Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!» независимо от того, изучали они этот предмет или нет.Учащиеся только начали изучать этот курс, но справились с заданиями достойно. В олимпиаде приняли участие 23 ученика 4-А класса (кл. рук. Иванченко О.В.). Каждый получил сертификат за участие, а победители дипломы разной степени.Школьный тур олимпиады носил ознакомительно-просветительский характер.

Поздравляем победителей!Надеемся, что все станут добрее к окружающим, отзывчивее и терпимее друг к другу.Победители смогут пИванченко Оксана Владимировна_Благодарственное письмо_ (1)ринять участие в Муниципальном туре.Пусть он принесет всем новый багаж интересных и полезных знаний, которые можно направить на дела любви и милосердия во благо нашей Родины!

Отчетные уроки-проекты  по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за I полугодие 2017-2018 учебного года.

Image (1) Image (2) Image (3) Image (4)В декабре 2017 года в рамках внедрения модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвёртых классах были проведены мероприятия, направленные на формирование интереса учащихся к истории и традициям разных народов.

В течение первого полугодия учащиеся 4-ых  классов изучали курс «Основы мировых религиозных культур». 2 декабря были проведены отчетные уроки-проекты по теме «Традиции и обычаи мировых религий моего класса» через знакомство  традициями   религий одноклассников. Учащиеся знакомились   с традициями и культурой разных мировых культур, сравнивали обычаи  разных   религий искали сходства и различия,  правила поведения в них. Знакомились  с традиционной кухней народов мира. В итоге четвероклассниками были выполнены групповые проекты, которые они представили для ознакомления своим одноклассникам.

Олимпиада по  ОРКиСЭ. Муниципальный этап.

Иванченко Оксана Владимировна_Благодарственное письмо_Ярина Дарья Андреевна_сертификат участника_23 октября 2017 года 16 учеников 4-А, 4-Б и 4-В класса МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» приняли участие в муниципальном этапе олимпиады по курсу ОРКСЭ   модуль «Основы православной культуры».Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на Мурадова Агелина Раминовна_Диплом III степени 4-7ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. Задания муниципального тура носят ознакомительный характер и составлены так, что для их решения необязательно сначала полностью изучить курс, а уж после этого приниматься за решение олимпийских заданий. Можно попробовать и наоборот. Для решения заданий муниципального тура отводится 45 минут.
Все участники награждены Дипломами и Сертификатами за участие.

Олимпиада по  ОРКиСЭ

Андрюнин Дмитрий Эдуардович_Диплом II степени_Image (15)30 сентября 2017 года в МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»  прошел школьный тур по курсу ОРКСЭ  по модулю «Светская этика».Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. Задания школьного тура носят ознакомительный характер и составлены так, что для их решения необязательно сначала полностью изучить курс Светской этики, а уж после этого приниматься за решение олимпийских заданий. Можно попробовать и наоборот. Для решения заданий школьного тура отводится 45 минут.
Максимальное количество баллов, что можно набрать при решении – 30. Олимпиаду проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.  В Олимпиаде принимали участие ученики 4-х классов, изучающие курс «Основы религиозных культур и светской этики».  По итогам школьного тура были определены   победители и призеры, которые будут представлять школу на муниципальном туре. Все участники награждены Дипломами и Сертификатами за участие.

Экскурсии в рамках изучения курса ОРК иСЭ

Рисунок122 апреля было важным событием в СССР — это день рождения Владимира Ильича Ленина, вождя и основателя Коммунистической партии и  великой страны — Союза Советских Социалистических республик. Много сделали для укрепления и развития страны коммунисты, они признавали новую идеологию — атеизм, которая отвергала религию. Поэтому выросло несколько поколений атеистов, которые отрицают всякие формы религиозной культуры. Только после распада Советского союза  на государственном уровне стали признавать религиозные  традиции разных конфессий.

В нашем городе есть официально признанные две религии — это православное христианство и ислам. В рамках изучения ОРК и СЭ в школу был приглашен имам хатыб Абдуль-Азиз хазрат Гарипов. По его приглашению, ученики 4-г класса 22 апреля совершили экскурсию в Городскую мечеть. Также договорились посетить и Православную церковь. До этого классный руководитель  Добрицина Е.Б. рассказала о ЗОЖ в религиозной культуре (пост, отрицание вредных привычек, культура поведения истинно верующих людей),  провела инструктаж по ТБ, ОБЖ, ПДД.Рисунок2

Первой была церковь. Отец Алексий показал иконы, рассказал, кого они изображают, что означают атрибуты в церковном зале, сообщил, что у них горит в лампаде  Благодатный огонь из Иерусалима (был доставлен самолетом). Дети с большим интересом слушали рассказ батюшки и задавали вопросы. Один из них был: «Откуда произошел человек?». Затем они присутствовали на праздничной службе (Пасхальная или Светлая седмица),  услышали церковное песнопение, звон колоколов. Дети  увидели, как себя ведут верующие при молитве, узнали, зачем ставят зажженные свечи и крестятся.

Дальше экскурсия продолжилась в Мечети. Нас встретил имам-хатыб, он провел детей в молитвенный зал, рассказал об основных атрибутах в исламе, показал флаг ислама и объяснил, что означает зеленый цвет. Предупредил, что под черным флагом идут не истинно верующие в ислам люди, а террористы и их надо опасаться. Затем преподаватель ДШИ  познакомила с  татарским костюмом. Дети внимательно слушали и сами раскрасили костюмы на бумаге.

После посещения Православной церкви и городской мечети  с удовольствием фотографировались с представителями религиозных конфессий: батюшкой и имам-хатыбом. Экскурсия для детей была интересной и познавательной, потому что сами ученики — представители различных национальностей могли воочию увидеть традиции и обычаи своих друзей и одноклассников. Это воспитывает толерантность и уважение к различным культурам и национальностям, которые живут в нашем городе, в нашей огромной многонациональной стране

Знакомство с основами исламской  религии

имамВ рамках изучения курса «Основы мировых религиозных культур» и профилактической акции «Правовая пропаганда» на урок был приглашен имам-хатыб мечети города Муравленко Абдуль-Азиз хазрат Гарипов. Он в доступной форме рассказал ученикам о добре и зле, о любви  друг к другу, об отношениях людей в обществе, о  почитании и уважении родителей, старших, учителей. В исламе установлено большое количество нравственных правил, являющихся обязательными для мусульман. Ислам уделяет много внимание милосердию, истинно верующие люди должны помогать больным, старикам,  малоимущим. Человек должен активно участвовать в жизни общества и полностью выполнять свое предназначение: завести семью, родить детей, трудиться.       

Имам-хатыб рассказал о том, что ислам не проповедует экстремизм и призывает к добрососедским отношениям между людьми и странами. Коран прямо объявляет человеческую жизнь наивысшей ценностью, и  никто  не имеет право самовольно лишать жизнь кого-либо.  Абдуль-Азиз хазрат рассказал не только о любви к своим ближним, но и любви к своей Родине. Он сказал, что не мы выбираем свою родину, место, где мы родились, а Всевышний. И задача любого человека, любого вероисповедания — любить, беречь, защищать свою малую и большую Родину. Дети очень внимательно слушали рассказ имам-хатыба Абдуль-Азиза, задавали вопросы.  Он пригласил учеников прийти на экскурсию в мечеть. На уроке присутствовала председатель родительского комитета 4-г класса Стародумова И.Г. По окончании урока дети поблагодарили Абдуль-Азиз хазрата и  сфотографировались с гостем.

Гайсина Ф.Р. и Добрицина Е.Б.

Новости  ОРКиСЭ в  МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»  в 2016-2017 учебном году.

DSC_849811 февраля 2017 года учителя 4-х классов провели для родителей  учащихся 3-их классов  открытые уроки по ОРКСЭ с целью знакомства с курсом в целом и отдельными модулями («Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур»)  для дальнейшего выбора модуля обучения по этому предмету своим детям. Уроки были следующей тематической направленности: «Православный календарь» (4а), «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (4б,в,г). После уроков родители имели возможность ознакомиться с учебными пособиями по данному курсу и задать интересующие их вопросы.

15 февраля 2017 года прошли родительские собрания для родителей обучающихся 3-их классов по обеспечению свободного выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Новости  ОРКиСЭ в  МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»  в 2016-2017 учебном году.

В МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» в 2016-2017 учебном году разработан план мероприятий по обеспечению свободы выбора модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». План состоит из трёх этапов: предварительного, основного и завершающего. Цель предварительного этапа: определение последовательности действий по осуществлению родителями свободного, добровольного информационного выбора учебного предмета для изучения их ребёнком. В предварительном периоде в феврале 2017 года состоятся инструктивные совещания по определению порядка проведения процедуры свободного выбора модуля учебного курса родителями 3 классов, родительские собрания с приглашением религиозных конфессий, осуществляющие свою деятельность на территории  ЯНАО.

 Отчетные уроки-проекты  по ОРК и СЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за I полугодие 2016-2017 учебного года.

В декабре 2016 года в рамках внедрения модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвёртых классах были проведены мероприятия, направленные на формирование интереса учащихся к истории и традициям разных народов.

%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%b0%d0%b64%d0%b2%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%b0%d0%b6В течение первого полугодия учащиеся 4 «Б» и 4 «В» классов изучали курс «Основы мировых религиозных культур». 10 декабря были проведены отчетные уроки- проекты по теме «Священные сооружения различных религий». Целью уроков было формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Учащиеся знакомились   с внутренним и внешним устройством священных сооружений разных мировых культур, сравнивали священные сооружения разных мировых религий,  правила поведения в них. Знакомились с самыми знаменитыми религиозными сооружениями мира. В итоге четвероклассниками были выполнены групповые проекты, которые они представили для ознакомления своим одноклассникам.

Учащиеся 4 «А» класса выполняли проекты по теме «Священные образы. Иконопись».

Отчетные уроки-проекты  по ОРК и СЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за I полугодие 2015-2016 учебного года.

Image (32)В феврале 2016 года в рамках внедрения модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в четвёртых классах были проведены мероприятия, направленные на формирование интереса учащихся к истории и традициям разных народов. В 4 «А» учащиеся создавали проект по «Основам православной культуры» — «Святая Русь». Ребята исследовали информацию о святынях, о почитании святых. Результаты  проекта  учащиеся представили в творческой форме.  В 4 «В» классе прошла дискуссия о добре и зле, в которой ребята, совместно с родителями, отстаивали свои позиции, объясняя понимания афоризмов. Каждый мог высказать своё мнение и обозначить свою точку зрения, переходя  из группы «Добро» в группу «Зло». Итогом диалога стал совместный вывод о том, что «Добро побеждает зло!»

ОРКисЭВ течение года учащиеся 4 «Б» класса изучали курс «Основы мировых религиозных культур».И вот  22 февраля прошёл отчётный урок-проект по теме «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».В начале урока классный руководитель Нифонтова Н.И. познакомила с обычаями и обрядами еврейского народа. Особенно ребятам понравился красивый еврейский обычай, связанный с началом обучения ребёнка: «Важно, чтобы дети почувствовали сладкий вкус учения. Для этого страницы букваря мажут мёдом, который ребёнок должен лизнуть». Далее на уроке ребята знакомили одноклассников со своими национальными обрядами и обычаями, связанными с такими праздниками как  «Курбан — Байрам», «Навруз», «Масленица», «Рождество»,  «Купель», «Сабантуй».Ребята заранее подобрали интересный материал, подготовили презентации с выступлениями и даже принесли национальные блюда.Много интересного узнали учащиеся из выступлений своих одноклассников, попробовали угощения, задавали вопросы. Главное, что поняли учащиеся — надо помнить и чтить традиции своего народа, уважительно  относиться к другим людям и их обычаям, культуре.

19 февраля в 4″Г» классе  прошел открытый урок  по «Основам светской этики» . На этом уроке формировались  нравственно- этические нормы поведения и ценности, признанные в обществе.  Урок начался с песни  «Дорога добра». Затем учащиеся составляли поговорки, используя интерактивную доску  и объясняя смысл этих пословиц, работали по группам.  Каждой группе была предложена жизненная ситуация.  В конце урока ребята оформили газеты и оценили свою работу.

Отчетные уроки-проекты  по ОРК и СЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за II полугодие 2014-2015 учебного года.

20 мая среди четвёртых классов школы прошёл итоговый урок по «Основам религиозных культур и светской этики». Ребята, изучающие модули «Основы православной религиозной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской религиозной культуры» и «Основы светской этики», представили свои проектные работы. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получили  возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Обучающиеся получили возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая творческая работа помогла каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

 В 4 – а классе был проведен урок по теме «Этика».  На уроке дети выяснил, что такое этикет.  Ребята учились делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него,  договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций, делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни.

В 4г и 4д классе прошла проектная игра «Нравственные основы семьи». Целью проекта является показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как в разных религиях  относятся к семье. Довести до сознания детей, что семья- это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи- это фундамент благополучия.

Отчетные уроки-проекты  по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за I  полугодие 2014-2015 учебного года.

DSCF1277В 4 «г» и 4 «д» классе  (кл. рук. Абдуллина А.З. и Кирилюк М.А.)  20 февраля 2015 года был проведен урок ОРКиСЭ на тему «Широкая Масленица» и «Нравственные ценности ислама: гостеприимство, дружба».  В ходе урока дети были ознакомлены с историей возникновения  праздника,  традициями, обрядами празднования  Масленицы.Attachment-1

Дети испекли дома блины и принесли  их на урок, поделились  рецептами приготовления.  Несколько учащихся заранее приготовили  материал с презентацией об истории и ритуалах праздника, как в  мусульманской семье принимают гостей,  что дает обычай гостеприимства хозяину и гостю. Также  дети  отгадывали загадки, объясняли значения пословиц и поговорок о  Масленице.

Урок закончился дружным чаепитием.

DSC_1062 DSC_1073В 4 «в» классе (кл. рук. Новоселова И.А.) прошел урок «Христианская семья» в рамках курса «Основы православной культуры». На уроке дети  познакомились с  понятием семья,  получили представление о христианском понимании семьи, познакомились с традицией    венчания. Ребята вместе с педагогом еще раз   поговорили о   важности и необходимости  для каждого члена семьи: любви, уважения, взаимной помощи, согласия и мира в семейной жизни. Задача  данного урока — это  формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, знакомство с составляющими категориями понятия “христианская семья”,  развитие коммуникативных способностей, кругозора, положительных эмоций и чувств четвероклассников. В конце урока сделали выводы: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется — и я счастлив. Но если он болеет — и мне плохо. Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила.»Каждый ученик с урока унес с собой памятку   «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию.1) Ставь интересы других людей выше собственных. 2) Будь предан своей семье, избегай возможности её предать. 3) Уважая других людей, уважай себя. 4) Терпимо относись  к чужим точкам зрения. 5) Умей прощать и не будь обидчив. 6) Живи в согласии с самим собой и другими людьми. 7) Проявляй чуткость. 8) Будь свободен от лжи и обмана. 9) Стремись всё делать как можно лучше. 10) Воспринимай людей как равных себе.

Изображение 001В 4- а классе был проведен урок- проект «Остров полезных дел». На уроке учащиеся анализировали и объясняли понятия, ценности на которых основана семья: род, семья, традиции, полезные дела. Ученики знакомились с основными нормами морали, учились ориентироваться в учебных моделях общественно — значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.

 

Новости  ОРКиСЭ в  МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»  в 2014-2015 учебном году.

15 февраля 2015 г. завершился (предварительный) этап выполнения плана мероприятий по обеспечению свободного выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На Совете учреждения школы был рассмотрен  план мероприятий по обеспечению свободного выбора модулей комплексного учебного курса ОРКиСЭ. Открытые уроки в 4-ых классах будут проведены 20 февраля с приглашением родителей обучающихся 3-их классов. Общешкольное родительское собрание для родителей обучающихся 3-их классов по обеспечению свободного выбора модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» пройдет 27 февраля 2015г.

 Отчетные уроки-проекты  по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» за II полугодие 2013-2014 учебного года.

4а класс УМК РО «Л.В. Занкова» (классный руководитель Иванченко Оксана Владимировна)

фотография (17)фотография (15)

Курс,раскрывающий основы фотография (16)религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к фотография (18) основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 6 мая 2014 года в 4а классе прошла заключительная проектная игра по курсу ОРКиСЭ. Класс разбился на 5 команд по 5 человек в каждой группе. Ребята выбрали следующие темы: «Альтруизм и эгоизм», «Совесть», «Дружба», «Свобода и ответственность», «Любовь к Отечеству». Ребята выполняли проекты в электронном и бумажном варианте.

4б класс УМК «Школа 2100» (классный руководитель Плотникова Валенитна Владимировна)

4 б класс выбрал для  себя тему  «Семейные праздники». Ребята работали в фотография (11)группах совместно с родителями. К выполнению своей работы ребята подошли с особой креативностью, поэтому и работы получились  интересные, содержательные, и конечно каждая работа имела своё лицо. Для защиты своего проекта, ребята подготовили интересные презентации, стихотворения, содержательные рассказы и викторины.

Дом – это основа истинной добродетели.

Если правильным ценностям не научат в семье,

то вероятно им не научат совсем.

    Слёзы радости и огорчения, ссоры и примирения – это то, без чего, пожалуй, не обходится ни одна семья. Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций — у вас нет семьи. Поэтому  важно, чтобы в каждой семье были свои традиции, свои праздники. Каждый праздник должен иметь свое лицо и к ним нужно обязательно готовиться. Создавая свои семейные традиции и праздники,  бережно храните их! Будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. А еще делайте любимым приятные сюрпризы. Вкусный пирог,  диск с красивой музыкой, новое интересное блюдо,  семейная фотография в рамке – только вы можете знать, что сможет порадовать ваших близких.  Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

20140508_144706 20140508_132749 20140508_142756 20140508_143258 (1) 20140508_132807 (1)20140508_143902 (1)

4в класс УМК «Школа 2100» (классный руководитель Медведко Нина Фёдоровна)

16 мая в 4в классе прошел заключительный проектный урок по «Основам православной культуры».На уроке ребята еще раз вспомнили: как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека?  Какие правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Сделали выводы, что свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Обсудили наблюдения  арабского  путешественника Павла Алеппского. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили, во время его посещения России в 17 веке:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.По отчеству зовут даже крестьян.Черный хлеб любят больше белого.Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

Провели дискуссию на тему «Правила, общие для всех,  а люди   объясняют их по разному, почему?». Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Вспомнили термины,  которые учили на уроках. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово « спасибо »  это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графияОрто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.

Также ребята подготовили и защитили мини-проекты.

P1030972 P1030974 P1030967 P1030969

4г класс УМК РО «Л.В. Занкова» (классный руководитель Гришина фарида Фаатовна)

IMG_2077 IMG_2079 IMG_2091

IMG_209415 мая  в 4-г классе  (кл. рук. Гришина Ф.Ф.)проводилось  итоговое занятие по светской этике. Учащиеся распределились по группам, выбрали тему для проекта .  1 группа выбрала тему для проекта «Этикет», 2 группа « Добро и зло», 3 группа «Дружба» , 4 группа «Этикет». В течение нескольких дней ребята  подбирали материал к проекту. Проект учащиеся выполняли на ватмане, ребята сами выбрали эту форму работы.  В создании проекта  помощь оказали тьюторы —  учащиеся 5 « б» класса. При создании проектов учащиеся обсудили его важность и необходимость.   При защите проектов учащиеся подробно  рассказали о теме и содержании материала проекта. Защита проекта прошла в интересной  увлекательной форме.  Ребята из первой группы при защите проекта  выбрали  форму диалога.  Ребята из второй группы показали сценку о добре и зле. Третья группа при защите проекта прочитали небольшие отрывки из произведений  о дружбе. Четвертая группа предложила  список литературы,  в которой  говорится о правилах  этикета.  В завершении защиты проекта учащиеся, используя стикеры, выбрали более интересный проект. Все проекты были тесно связаны с окружающим миром, с различными жизненными ситуациями.

Отчетные уроки-проекты  по ОРКиСЭ в 4-ых классах МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»за I полугодие 2013-2014 учебного года

IMG_1996

Копия IMG_1991

В 4г (кл.рук. Гришина Ф.Ф.)    проводилось  итоговое занятие по православной культуре. Учащиеся разбились по группам, выбрали тему для проекта .  1 группа выбрала тем проекта «Добро и зло», 2 группа « Дружба», 3 группа «Милосердие». В течение нескольких дней ребята  подбирали материал к проекту. Проект учащиеся выполняли на ватмане, ребята сами выбрали эту форму работы.  В создании проекта  помощь оказали тьюторы  учащиеся 5 « б» класса. При создании проектов учащиеся обсудили его важность и необходимость.

IMG_1992

Копия IMG_1981Копия IMG_1992

При защите проектов учащиеся подробно  рассказали о теме и содержании материала проекта. Защита проекта прошла в интересной форме. Ребята из первой группы показали сценку о добре и зле. Вторая группа при защите проекта исполнили песню  про дружбу.

фввоппто

Третья группа рассказала пословицы и поговорки про милосердие. Все проекты были тесно связаны с окружающим миром, с различными жизненными ситуациями.

19 декабря в 4 б классе  (кл.рук. Плотникова В.В.) подведены промежуточные итоги предмета «Светская этики». Ребята работали по группам и в парах,  создавали проект и  презентацию на тему: « Вот что значит настоящий,  верный друг». Учащиеся  подобрали афоризмы на данную тему, пословицы и поговорки, стихи, составили законы дружбы, нарисовали портреты друзей, написали сочинения – рассуждения и  подобрали  иллюстративный материал. Для поиска информации учащиеся воспользовались интернет —  источниками, художественной литературой, поговорили с родителями. Каждый проект был индивидуальным. Светская этика дает знания, которые помогут обучающимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

23 декабря 2013 года в 4а классе (кл.рук. Иванченко О.В.) прошел урок проектной деятельности по «Светской этике». Класс разделился на четыре команды. Каждая команда взяла себе тему для обсуждения. Результатом работы групп стали коллажи на заданную тему :

ффффото

фоппто

Команда №1: «Добро и зло в русских народных сказках».«Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

ввфото

Команда№2: «Россия-Родина моя» в коллаже отразились цитаты знаменитых людей о России. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.»  И.С.Тургенев, русский писатель. «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.»    Сенека, древнеримский философ. Описаны исторические факты. Подобраны пословицы о родине.

фосстофосто

фвото

Команда №3: «Всюду добрые люди вокруг…» Работая над этой темой ребята обсуждали добрые поступки окружающих их людей. Так же подбирали пословицы о добре.

Команда №4: «Вот что значит настоящий друг». Цель проекта: доказать, что дружба это ценность человеческих     отношений.

фотццо (1)

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь».   «  Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.»

В данной работе ребята  сделали подборку стихов , афоризмов пословиц о дружбе.

Без истинной дружбы жизнь — ничто.Цицерон

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.Омар Хайям

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.Руссо Ж.

P1040897

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света.Цицерон

Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде.Саади

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.Сенека

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.Цицерон

Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.Саади

Иметь общие желания и общие отвращения — именно в том состоит прочная дружба.Саллюстий

Настоящий друг везде

P1040899Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
P1040900Верный друг и льстец негодный.Шекспир У.Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.ПублийВ беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом — это то же самое, что мысли вслух.Аддисон Д.

Мы любим друзей за их недостатки.Хэзлитт У.

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.Ларошфуко

Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.Сенека

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.Монтень М.

Дружба — великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

  •  Дружба любит дело.
  •  Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  •  Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
  •  За дружбу дружбой платят.
  •  Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  •  Друга на деньги не купишь.
  •  Друг — твоё зеркало.
  •  Для дорогого друга — ворота настежь.
  •  Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  •  Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  •  Единственный способ иметь друга — это быть другом.
  •  Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  •  Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
  •  Не бросай друга в несчастье.
  •  Не годы сближают людей, а минуты.
  •  Не поспоришь — не подружишь.
  •  Нет друга — ищи, нашёл — береги.
  •  Одёжа хороша новая, а друг — старый.
  •  Старый друг лучше новых двух.
  •  Человек без друга, что земля без воды.
  •  Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
  •  Без друга в жизни туго.
  •  Были бы пирожки — будут и дружки.
  •  Дружба дружбой, а в карман не лезь.

P1040890

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Друг в беде — друг вдвойне.

Друг не испытанный, что орех не расколотый.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

  •  Друзья наших друзей — наши друзья.
  •  Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
  •  Из-за нового приятеля не теряй старого.
  •  Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
  • Кто разделяет с тобой трудную минуту — настоящий друг.
  •  К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
  •  Над другом посмеёшься — над собой поплачешь.
  •  Назвался другом — помогай в беде.
  •  Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  •  Недостаток доверия вредит дружбе.
  •  Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
  •  Расстояние дружбе не мешает.
  •  Человек без друзей, что сокол без крыльев.
  • IMG_1998 В конце защиты проекта ребята представили «Законы дружбы» выработанные педагогом В.А.Сухомлинским: 
  •  Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки. Трудности, испытания. Если ты увидишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит, нравственно готовить себя к   предательству.
  •  Тебе безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное  обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  •  Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже  твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  •  Дружба и эгоизм — несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нём заботу.
  •  Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
  •  Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа,   идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
  •  Быть требовательным к дружбе – значит, иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
  •  Эти законы В.А.Сухомлинский считал большим нравственным достоянием детского коллектива.

Добавить комментарий

Войти с помощью: