23 января 2017 года в МБОУ «Школа №1 имени В.И.Муравленко» прошел практический семинар в рамках реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер», на котором был представлен опыт работы учителей русского языка по данному направлению.
По окончании уроков состоялось обсуждение полученных результатов, в ходе которого учителя русского языка представили анализ проведенных уроков.
Ершова Мария Ивановна (урок в 6-А классе на тему «НЕ с прилагательными») в ходе обсуждения остановилась на значимости решения учащимися учебно-познавательных и учебно-практических задач. В процессе урока учащиеся осваивали навыки планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выявляли проблему и определяли затруднения в деятельности.
При работе по данной теме учитель работал над формированием у обучающихся следующих умений и навыков: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять алгоритм написания НЕ с прилагательными; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; корректировать деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; преобразовывать текст в другие информационные формы; оценивать уровень владения учебным действием (тест); анализировать собственную работу (рефлексия); уметь формулировать собственное мнение и позицию (рефлексия).
Меньших Елена Вячеславовна представила анализ урока русского языка в 9-А классе на тему «Развитие речи. Обучение сочинению-рассуждению на морально-этическую тему». Было отмечено, что в ходе занятия учащимся была дана возможность решить учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания поставленных вопросов; представить свои фрагменты сочинений, являющиеся вступлением и аргументами к сочинению.
Педагогом была подчеркнута актуальность содержания урока. На основании методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению (в плане преемственности) обучение написанию итогового сочинения должно начинаться уже в основной школе. Для этого на уроке в процессе обучения учащиеся получили возможность совершенствования в подборе литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы; проверки соответствия вступления сочинения и аргументации своей позиции; установления соответствия литературных и собственных примеров выдвинутым тезисам; написания отдельных частей сочинения; развития навыков рецензирования собственной и чужой работы, редактирования текста.
Было отмечено, что при обучении сочинению-рассуждению на морально-этическую тему, а также при подготовке к ГИА, формируются следующие умения учащихся: извлекать информацию из различных источников; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности (к прочитанному, услышанному, увиденному).
При работе с текстом на уроке было продолжено и освоение междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (поиск информации и понимание прочитанного): учащиеся решали учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; и освоение междисциплинарной программы «Формирование и развитие ИКТ-компетентности»: создание письменных сообщений (создание текстов на основе расшифровки аудиозаписи, осуществление письменного смыслового резюмирования высказываний в ходе обсуждения).
Быкова Елена Петровна в ходе обсуждения отметила актуальность изучаемой темы (урок русского языка в 6 классе на тему «Разряды имён прилагательных»): формирование навыков исследовательской деятельности с целью повышения внутренней мотивации учащихся.
Урок был нацелен на получение следующих результатов: предметные (знание разрядов имён прилагательных по нескольким классификационным признакам, определение морфологических признаков прилагательного, нахождение изученных орфограмм, выделение художественных средств выразительности); метапредметные (освоение способов учебного исследования через решение проектных задач); личностные (положительное отношение к процессу познания, оценивание собственной деятельности, освоение социальной роли).
Урок был представлен следующими этапами: мотивация, актуализация и пробное учебное действие, выявление места и причины затруднения, целеполагание, творческая практическая деятельность, первичное закрепление, рефлексия учебной деятельности, определение домашнего задания.
В ходе урока школьники занимались воспроизводящей деятельностью: выполняли задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации, решали творческие задачи, представляли продукты деятельности, оценивали свои знания и умения.
В обсуждении уроков приняли участие учителя образовательных организаций города, начальник организационно-методического отдела Управления образования Хохрина О.В., главный специалист организационно-методического отдела Управления образования Савенко Е.И.